-
Герои нашего Отечества
Они есть всегда, и в труде, и в бою - такова миссия у нашей страны, какое бы имя она ни носила, какую бы площадь ни занимала. Миссия - бороться с несправедливостью, защищать свою землю, освобождать от плохого мир - во все времена. И вновь символом борьбы и чести, доблести и героизма становится оранжево-чёрная лента, дым (порох) и пламень - Гвардейская, Георгиевская. Она, обтягивающая колодку награды, впервые появилась 254 года назад, волею императрицы Екатерины Великой возник Имперский военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. И день чествования его кавалеров появился - 26 ноября (9 декабря по новому стилю).
-
Офицеры досрочно...
«Пять лучей у звезды, пять надежд, пять атак,/ Что сплетаются в небе бездонном./ И в парадном строю, мы стояли когда,/ Солнце слепло от звёзд на погонах./ И по плацу потом, шаг чеканя, прошли,/ Потакая завистливым взглядам./ Зная точно, что в звёздах мы путь свой нашли,/ И иного пути нам не надо». Строки Александра Першко-Балева о мужчинах, выбравших защиту Родины. Парадный строй, плац, звёзды на погонах, «слепящие» солнце, - выпуск военного училища, 4 года жизни и службы, ради первых звёзд, лейтенантских. Чтобы жить и служить дальше, как мечтается, до генеральских звёзд, маршальских… 80 лет назад, в битве с фашизмом, ребята из военных училищ погибали, даже не получив заветных лейтенантских кубиков на петлицах, у моряков - звёздочки с полосой на нарукавной нашивке (знаки различия до 1943-го, введения звёздных погон). В 1941-м офицерами ребята становились на поле боя, погибая. Лишь несколько эпизодов этих дней 82-летней давности.
-
«Свобода», принёсший мир
Как и у всех выстоявших в Великую Отечественную, любимая «нефронтовая» песня у Азата Артёмовича - День Победы. Всегда напевал её и в священный праздник, и просто в нелёгкую минуту, и друзьям боевым, приезжая на места былых сражений, к братским могилам и обелискам, пел. И всегда после строк «Здравствуй, мама, возвратились мы не все...» усилием воли загонял вглубь непрошенную слезу и сглатывал ком в горле. Так все они поступали, фронтовики, мои фронтовики, с кем свела журналистская судьба, Екатерина Васильевна Селищева, Ия Николаевна Тарбинская, Мария Павловна Цебренко-Кравченко, Ашот Апетович Аматуни, Фёдор Лаврентьевич Гаврилов, Георгий Васильевич Ивановский, Аркадий Арсентьевич Захаров, Василий Прокофьевич Чепик, Федор Михайлович Шакшуев… Встречи с которыми особо запомнились рассказами о былом; и иные фронтовики, чьи имена, простите, не вспомнить - из рубрики «Боль победителей», о житейских проблемах наших героев, спасших мир. Они все - мои старшие товарищи, друзья «Крымской правды». И Азат Артёмович Григорян - тоже друг, товарищ, мой фронтовик, для которого песенные строки о маме и не всех вернувшихся особо тяжкие - он вернулся, а мама Мария Арутюновна осталась там, в войне. И Азат Артёмович всю жизнь потом, до 95 с небольшим, сожалел, что не успел. Торопился с победой, но не успел к маме - «всего 3 месяца и всю жизнь», говорил, вновь усилием воли загоняя скупую слезу - фронтовики, мужчины, офицеры не плачут.
-
Крым. Героизм. Осень 1943-го
Мужество и отвага, преданность и борьба - во имя Победы. И вера в неё - на фронте, в тылу, в оккупации. Приближение, подвиги - боевые, трудовые, житейские. Этим наполнены вся территория СССР, все мгновения Великой Отечественной, великой битвы, что наш советский народ с 22 июня 1941-го вёл с фашистами за право быть стране. В истории Крыма две осени войны, 1941-го и 1943-го, памятны особо. О них, некоторых героях мы начали рассказ в минувших выпусках рубрики. Осень 1941-го в Крыму это оборона Перекопа, прорыв врага и почти полная оккупация полуострова; залп 54-й береговой батареи в Николаевке и оборона Севастополя, вторая после Крымской войны 1854-1855 годов; борьба партизан и подпольщиков. Осень 1943-го - плацдармы на Перекопе и Сиваше, Керченско-Эльтигенский десант… Буквально клочки земли, так и говорили, «Клочок», «Пятачок», «Малая земля», что занимали и удерживали с тяжелейшими боями, помня боль десантов зимы 1941-1942-го - Керченско-Феодосийского, Евпаторийского, Судакского, Коктебельского, в которых, увы, не удалось воплотить в реальность мечту о спасении полуострова. В 1943-м бойцы Красной Армии делали даже, казалось, невозможное, чтобы воплотить. Помним.
-
Крым. Героизм. Осень 1943-го
Нет, не только 80 лет назад, и не только на полуострове были мужество и героизм, отвага и преданность, стойкость и отчаянные рывки, когда за Родину - до конца. И вера! В победу. У всех, настоящих, в Советском Союзе. У бойцов на фронтах и народных мстителей в партизанских отрядах и подпольных группах, у тружеников тыла и тех, кто испытывал боль оккупации, - вера в победу и приближение её, каждый миг. Но в истории полуострова две осени Великой Отечественной, 1941-го и 1943-го, особые. Первая - оборона Перекопа, прорыв врага; залп 54-й береговой батареи в Николаевке и оборона Севастополя; борьба партизан и подпольщиков. Вторая - плацдармы на Перекопе и Сиваше, Керченско-Эльтигенский десант… Буквально клочки земли, так и говорили, «Клочок», «Пятачок», «Малая земля», что занимали и удерживали с тяжелейшими боями, помня боль десантов зимы 1941-1942-го - Керченско-Феодосийского, Евпаторийского, Судакского, Коктебельского, в которых, увы, не удалось воплотить мечту о спасении полуострова. В 1943-м бойцы Красной Армии, стремившиеся в Крым, делали даже, казалось, невозможное, чтобы воплотить. Помним.
-
Пятьдесят восемь Героев
Конечно, их больше в Керченско-Эльтигенском десанте 80 лет назад, каждый участник - герой, но эти 58 Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1943-го кавалеры (многие, увы, посмертно) медали «Золотая Звезда» и звания Героя Советского Союза. Спустя месяц указ опубликован и в нашей газете, тогда «Красном Крыму», выходившей в Сочи под руководством заместителя редактора Абрама Давидовича Райчука. Редактор Евгений Петрович Степанов с Всеволодом (Сергеем) Христофоровичем Лаганбашевым, Эммануилом Марковичем Грабовецким и Александром Андреевичем Стогнием (погиб в бою 27 ноября 1943-го) выпускали на полуострове в партизанском отряде газету «За Советский Крым»…
-
Музей концлагеря
Одно из страшных мест Великой Отечественной в Симферополе - территория бывшей базы Горплодовощекомбината (на улице имени погибшей в Гражданскую войну подпольщицы Евгении Жигалиной). Здесь с осени 1941-го фашисты устроили пересыльный концлагерь, официально «Дулаг 241», в народе - «Картофельный городок». Страшное место, но памятное. В мае здесь мемориал открыли в память о почти 145 тысячах узников, а накануне - музей, редкие имена, фотографии, колючая проволока, свидетельства выживших, рисунки узника - известного крымского художника-баталиста Юрия Васильевича Волкова… Примечательно, что место для музея предоставил сын бывшего узника, к счастью выжившего, воевавшего до Победы, Николая Михайловича Кисиленко, - Виктор.
-
Крым. Героизм. Осень 1943-го
Без сомнения, вся территория Советского Союза, весь период Великой Отечественной наполнены мужеством, патриотизмом. Наших бойцов на фронтах, народных мстителей и просто выживавших в оккупации, тружеников в тылу… Всех, настоящих, кто верил в Победу, стремился, мыслями, словом, делом, к жизни страны без войны, боролся за её право быть. Но в истории полуострова есть две военные осени, 1941-го и 1943-го, особо значимые. О них, некоторых героях мы начали рассказ в минувших выпусках рубрики. Осень 1941-го в Крыму - оборона Перекопа, прорыв врага и почти полная оккупация; залп 54-й береговой батареи в Николаевке и оборона Севастополя; борьба народных мстителей, партизан и подпольщиков. И вера всех крымчан, страны, сквозь все годы войны - вера в Победу. Осень 1943-го - мощный рывок к ней, плацдармы на Перекопе и Сиваше, Керченско-Эльтигенский десант… Буквально клочки земли, так и говорили, «Клочок», «Пятачок», «Малая земля», что занимали и удерживали с тяжелейшими боями, помня боль десантов зимы 1941-1942-го - Керченско-Феодосийского, Евпаторийского, Судакского, Коктебельского, в которых, увы, не удалось воплотить мечту о скором спасении полуострова. В 1943-м бойцы Красной Армии, стремившиеся в Крым, делали даже, казалось, невозможное, чтобы воплотить. Помним.
-
Владимир Константинов рассказал, что нужно вынести из итогов Нюрнберга
Председатель Госсовета РК Владимир Константинов дал комментарий в связи с 78-й годовщиной начала Нюрнбергского процесса.
-
«Возродим город русской славы!»
Такие заголовки в нашей газете, тогда «Красном Крыму», появлялись после 9 мая 1944-го очень часто. Речь - о Севастополе, для разрушения которого фашисты в период Великой Отечественной приложили максимум усилий. Но практически уничтожив город внешне, они не смогли сломать его изнутри, не смогли погубить настоящий, закалённый в боях, севастопольский дух, волю и мужество города и его жителей. И к возрождению любимого города после освобождения приступили активно, вся страна, Советский Союз, ещё сражавшаяся с врагом до победы, уже думала и делала всё, чтобы возродить разрушенное врагом.