-
Аппарат, имплант и ледокол-лихтер
В декабре страна, в которой большинство из нас родилось и состоялось, Советский Союз, отметит (увы, лишь в людской памяти) 102-летие, и 33 года с момента, когда волею политиков она исчезла с карты мира. Но она продолжается в памяти её детей, уважающих историю, продолжается в свершениях и достижениях… О них «Крымская правда», что чуть старше той страны, продолжает вспоминать и ностальгировать вместе с читателями. И особенно приятно, что многие свершения созданы нашими земляками, крымчанами.
-
Реставрация памяти
Керченский Лапидарий - Музей каменных древностей Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника - не только музейный комплекс, но и широко известный в Крыму культурно-образовательный центр коммуникации. Одно из его важнейших направлений научно-исследовательской деятельности - реставрация и консервация раритетов.
-
Загадка Махмуда Эсамбаева
Работая над книгой о судьбах советских военнопленных после завершения Второй мировой войны, знакомясь с архивными материалами, я встретил немало удивительных историй и судеб, сложившихся у людей, которых на Родине считали погибшими. Но даже в этом ряду случай Ивана Даценко выделяется. Такое не придумать даже самому талантливому романисту.
-
Твой «младший сын», Керчь
Могущественной и многонациональной стране, в которой большинство из нас появилось на свет и состоялось, исполнится 102 года, но уже 33 из них её нет на политической карте мира. И лишь в воспоминаниях её детей, в вещах, историях, событиях, она существует - Родина, Советский Союз. Вместе с читателями «Крымская правда» продолжает вспоминать ту эпоху подвигов и свершений, вспоминать людей, её создававших, узнавать что-то новое, незнакомое о знакомых, о тех, кто был на виду и оставался в тени, чей труд и жизнь достойны памяти поколения. О своём товарище, нашем земляке, архитекторе Евгении Бычкове, соавторе одного из мемориалов Великой Отечественной в Симферополе, рассказал Юрий Туляков, полковник в отставке, кандидат исторических наук, преподаватель Симферопольского высшего военно-политического строительного училища.
-
Георгии - орденоносцы Крыма
Единство - это то, что во все времена в нашей многонациональной и великой державе ведёт к успеху, к победе. Так было и в Великую Отечественную, когда наше старшее поколение, не разделяясь ни на что, смогло одолеть грозного врага, которому почти без сопротивления покорилась Европа. Смогли тогда «выстоять и победить», как говорил герой Евгения Матвеева в фильме «Любовь земная» по произведению Петра Проскурина. Тогда они, фронтовики, народные мстители, труженики тыла, разных национальностей и народностей называли себя «советские», «русские», «славяне», вместе трудясь и сражаясь, погибая, но не сдаваясь. Сегодня мы, потомки победителей, иногда всё же разделяем их, героев, по нациям, возможно, это поможет нам лучше сохранить память. Благодаря члену Крымской армянской общины Вартану Григоряну вспомним о двух освободителях Крыма, армянах, носивших имя Георгия Победоносца.
-
Воин. Учитель. Настоящий полковник
Он входит в класс и тридцать пар глаз, 15 юношей и столько же девчат, уже восьмиклассников, смотрят внимательно и с любопытством, что расскажет, учитель, классный руководитель. Они разные, эти ребята из села Григорьевка в Херсонской области, нового региона страны, многое уже пережившие за период пандемии, повидавшие за время войны, кто-то почти не улыбается, кто-то разучился верить взрослым, кто-то…. Впрочем, в ответ на добрую улыбку Сергея Геннадьевича хочется тоже улыбнуться, и верить ему, всенепременно, искренне. Он сам такой, искренний, мудрый, грамотный, надёжный, боевой офицер в минувшем, хороший учитель в настоящем, справедливый и не скупой на заслуженную похвалу. В школе, которой руководит Алина Клищевская, английский и географию, с пятого по одиннадцатый классы, преподаёт Сергей Червяков. Десантник, спецназовец, участник войн на Северном Кавказе, среди прочих наград - две медали «За отвагу». И просто «отличный товарищ, человек с горячим сердцем и холодным умом, настоящий патриот страны», как говорит его друг и коллега Игорь.
-
Условия содержания советских и немецких военнопленных
Условия содержания немецких военнопленных в лагерях на территории Крыма после его освобождения в 1944 году заметно отличались от тех, в которых находились советские военнопленные в годы немецкой оккупации полуострова. К такому выводу пришёл доктор исторических наук, профессор Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Олег Романько, изучивший документы по этой теме, сообщает РИА Новости.
-
Советские войска оставили...
Первые дни июля памятны для полуострова, для его приморского города-героя - по праву, в двух оборонах - Севастополя. Летом 1942-го у тогдашних крымчан, да, наверное, у всей страны, многонационального огромного Советского Союза, пошатнулась надежда на скорое освобождение, на спасение от фашистов, на уверенные слова «Севастополь, Крым вновь советские». Нет, она не исчезла совсем, надежда, и вера в победу была, несмотря на уже оккупированные (верили - временно!) города и сёла, на казни и похоронки, на все фронтовые трагедии года - уже Ржев, Вязьма, Харьков, Донбасс, Керченский полуостров, позже Азов, Ростов-на-Дону, Воронеж, Краснодар, Новороссийск… Были вера, надежда, что вот однажды неимоверные усилия, борьба и труд обернутся нашим успехом, нашей Победой! Вот только июль 1942-го, Севастополь, их не усилили - и о героическом городе, символе борьбы, прозвучали грустные слова диктора Юрия Левитана - «по приказу Верховного командования Красной Армии 3 июля советские войска оставили город Севастополь». Накануне ещё - «На Севастопольском участке фронта наши войска вели ожесточённые рукопашные бои на окраине города». И в дневном сообщении: «На Севастопольском участке фронта продолжались бои на улицах города», а вечером итог 250-дневной обороны: «Железная стойкость севастопольцев явилась одной из важнейших причин, сорвавших пресловутое «весеннее наступление» немцев. Гитлеровцы проиграли во времени, в темпах, понесли огромные потери. Беззаветное мужество, ярость в борьбе с врагом и самоотверженность защитников Севастополя вдохновляют советских патриотов на дальнейшие героические подвиги в борьбе против ненавистных оккупантов».
-
Советские войска оставили...
Дни июля памятны для Крыма, Севастополя, города-героя, ставшего таким ещё в первую оборону, 1854-1855-го - англо-французские корабли впервые обстреляли его 14 июля 1854-го, им ответили береговые укрепления. Города-героя, подтвердившего стойкость во вторую оборону, в 1941-1942-м; укрепившего её освобождением в 1944-м; сильного и сейчас. В июле 1942-го город не переставал быть сильным - духом, мужеством, только, увы, прозвучали горькие слова диктора Юрия Левитана: «По приказу Верховного командования Красной Армии 3 июля советские войска оставили Севастополь». И в нашей газете, тогда «Красном Крыму», сводку опубликовали…
-
Край партизанской славы
«Крым - край партизанской славы» - эти слова на стеле встречают приезжающих на полуостров, а на Южный берег люди едут мимо сразу двух памятных знаков народным мстителям - на местах былых боёв… И в Симферополе - памятник партизанам и подпольщикам, и в иных крымских городах и сёлах есть места памяти односельчан-героев, часто совсем юных ребят, отдавших жизни за Родину. Впрочем, тогда, восемьдесят с лишним лет назад они, мужчины и женщины, юноши и девушки, мальчики и девочки, что в период фашистской оккупации боролись здесь с врагом, не делились ни по возрасту, ни по национальности, никак - у всех одна цель, спасти родную землю, победить. Они все понимали, что узнать о том многим не доведётся, но не страшились этого, гибели не страшились, Родина важнее личного - здесь, в оккупации, их фронт, их труд и борьба. Так думали не только крымчане, народные мстители, в этом были уверены партизаны и подпольщики во всех временно оккупированных фашистами регионах Советского Союза. Памятью им всем стало освобождение страны, Победа, а награда, зачастую и невручённая, - медаль «Партизану Отечественной войны».