«Земли полуденной волшебные края...»
Этим восторженным восклицанием открыл для себя крымскую землю Александр Сергеевич Пушкин, переправившись через Керченский пролив 27 августа 1820 года на корвете «Або» с семьёй героя Отечественной войны 1812 года генерала Николая Раевского.
Златой предел его встречал
Керчь - первый крымский город, который посетил Поэт. Вместе со спутниками он осмотрел развалины древней крепости на горе Митридат и Золотой курган. В память о его пребывании на земле древнего Босфора в 1937 году керченская улица Меченая была переименована в Пушкинскую. Имя поэта носят городская юношеская библиотека и Драматический театр. 18 сентября 1999 года на набережной, где в начале XIX века была пристань, к которой причалил парусник, доставивший с Тамани путешественников, был установлен памятник, выполненный известным крымским скульптором Романом Сердюком.
Из Керчи Пушкин и Раевские переехали по почтовому тракту вечером, 28 августа, в Феодосию. Путешественников разместили в загородном доме градоначальника Семёна Броневского, крупного государственного деятеля, учёного, писателя, основателя Музея древностей и уездного училища, автора герба города. Покинув дом гостеприимного сослуживца Николая Раевского по Кавказу, они отправились 30 августа морем в Гурзуф. Феодосийцы увековечили память о поэте в названии улицы, грота в парке военного санатория и сквера. На месте не сохранившейся усадьбы Броневского установлена мемориальная доска. На улице Войкова, в Пушкинском сквере, 7 июня 1974 года установлен памятник работы скульптора Анатолия Григорьева.
Алуштой и её живописными окрестностями Пушкин и его спутники полюбовались с моря. Есть предположение, что позже Александр Сергеевич посещал увиденные с моря места во время конных прогулок из Гурзуфа, но достоверных сведений об этом нет. В 1937 году в центре города был установлен бюст, а второй - в 1957 году на видовой площадке, со стороны моря, у шоссе Симферополь - Ялта, около села Пушкино.
И вот - Юрзуф.
И вдаль глядел, и милой встречи ждал
Поэта принимал дом герцога Ришелье - самая красивая южнобережная постройка того времени. Предполагают, что Пушкин обитал в мансарде. Признавался: «Я любил, проснувшись ночью, слушать шум моря, и заслушивался целые часы». По утрам любовался панорамой окрестностей, залитой солнцем водной гладью, колышущимся в знойном мареве загадочным Аю-Дагом. И вспоминал потом: «Всё живо там, всё там очей отрада…». К сожалению, мансарда сохранилась только до 1860 года, после ремонта дома её не стало. Но теперь, когда празднуем 225-летие Поэта, она восстановлена, и весь облик дома теперь полностью соответствует пушкинскому времени.
Александр просыпался раньше всех и по тропинке, посыпанной морской галькой, спускался к морю, прогуливался среди оливковых деревьев, полосой протянувшихся вдоль всего берега. И однажды:
«Среди зелёных волн, лобзающих Тавриду,/ На утренней заре я видел Нереиду./ Сокрытый меж олив, едва я смел дохнуть:/ Над ясной влагою полубогиня грудь/ Младую, белую, как лебедь воздымала/ И пену из власов струёю выжимала».
Эта рощица была полна для него таинств: «Там, на берегу, где дремлет лес священный,/ Твоё я имя повторял,/Там часто я бродил уединенный, и вдаль глядел,/ И милой встречи ждал». Священное дерево земли обетованной порождало в душе поэта множество библейских ассоциаций, напоминало о древних греках и их походах, о далёкой истории легендарной Тавриды. Среди кустарников, сбегая с гор, извивалась горная речка Авунда, впадающая в море. Она начиналась высоко в горах, под скалой Авунда, отсюда и получила название. А в начале XIX века устье Авунды называлось Сюнарпутан - «речка снеговой воды», или Салгир. Очевидно, именно её, а не симферопольскую Салгирку, как принято считать, имел в виду Александр Сергеевич, когда писал в «Бахчисарайском фонтане»: Поклонник муз, поклонник мира,/ Забыв и славу и любовь,/ О, скоро вас увижу вновь,/ Брега весёлые Салгира!» Или в черновом варианте стихотворения «Кто видел край…»: «Приду ли вновь, поклонник муз и мира,/ Забыв молву и жизни суеты,/ На берегах весёлого Салгира/ Воспоминать души моей мечты…».
В гурзуфском доме рождались строки будущей поэмы «Кавказский пленник», которую он посвятил любезному другу Раевскому: «Прими с улыбкою, мой друг,/ Свободной музы приношенье:/ тебе я посвятил/ изгнанной лиры пенье/ И вдохновенный свой досуг». На полях рукописи поэт, любивший и умевший рисовать, запечатлел автопортрет в кругу милого его сердцу семейства.
Любимое его занятие - путешествия верхом. Прекрасный наездник легко преодолевал неустроенные дороги Южнобережья, выбирая экзотические маршруты. В черновых записях финала поэмы «Бахчисарайский фонтан» и элегии «Кто видел край…» описывал один и тот же пейзаж: «Как я любил над блещущим заливом/ Развалины, венчанные плющом,/ Они стоят в забвенье горделивом…».
И. К. Айвазовский. Пушкин на берегу Чёрного моря.
В хорошую погоду в удовольствие было прокатиться по ласковым бирюзовым волнам. Хорошо, что 27 августа только к вечеру погода испортилась, а к ночи разыгралась настоящая буря с ветром, грозой, штормом. О впечатлениях Пушкина, наблюдавшего за вздымавшимися грозными волнами «когда, бушуя в бурной мгле,/ играло море с берегами…», узнаём из стихотворения «Буря». Природа дарила ему смену впечатлений, настроений - то, без чего нет вдохновения. Но чаще - покой. В умиротворении Александр Сергеевич пишет брату: «Суди, был ли я счастлив: свободная, беспечная жизнь в кругу милого семейства; жизнь, которую я так люблю и которой никогда не наслаждался; счастливое полуденное небо; прелестный край; природа, удовлетворяющая воображение, - горы, сады, море».
Кто «дева юная во мгле»?
После длительных прогулок, которые заканчивались к появлению на небе звёзд, семья Раевских и их гости собирались на веранде за столом с фруктами. Потом молодёжь выходила в сад, вдыхала ароматы ночи. Всматриваясь в небесные светила, Поэт мог и взгрустнуть:
Звезда печальная,
вечерняя звезда!
Твой луч осеребрил
увядшие равнины
И дремлющий залив,
и чёрных скал вершины…
А мог и загадать загадку строками, о которых до сих пор спорят исследователи - кто же героиня сюжета:
Там, некогда в горах,
сердечной думы полный,
Над морем я влачил
задумчивую лень,
Когда на хижины
сходила ночи тень,
И дева юная во мгле
тебя искала,
И именем своим
подругам называла.
Пушкин разгадки не оставил. Одни видят образ Марии Раевской, другие - её старшей сестры Екатерины, которые, кстати, сами не причисляли себя к музам поэта. Большинство склоняется к тому, что героиня популярной легенды об «утаённой любви» Пушкина всё же - Мария, будущая княгиня Волконская. И что именно ей посвящены стихотворения «Редеет облаков летучая гряда», «Таврида», «Не пой, красавица, при мне…», «На холмах Грузии…», посвящение к «Полтаве» - «Тебе - но голос музы тёмной/ Коснется ль уха твоего?..», описание образа Татьяны в «Евгении Онегине». Есть и такие, кто относит некоторые из этих стихов к Екатерине. И даже усматривающие намёки на третью сестру - Елену: «Увы, зачем она блистает…», «Зачем безвременную скуку…». В адресаты пушкинской лирики не попала только Софья, может быть, из-за совсем юного возраста.
Весь месяц в Крыму Поэт дышал полной грудью, вернувшееся наконец-то вдохновение не покидало его. Сюда к златому пределу мечтал вернуться, верил, что дух его к Юрзуфу прилетит. Десятки стихотворений, поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Таврида» насквозь пропитаны крымскими впечатлениями. Крымская лирика напоена ароматами моря и гор.
Но хорошее заканчивается быстрее плохого. 16 сентября Пушкин и Раевский покинули Гурзуф и отправились в обратный путь,
Следы Поэта время не сотрёт
Имя его звучит, и будет звучать. В несчётном количестве названий, в рукотворных монументах, величественных и скромных.
В память о прогулках Раевских и Пушкина по морю к Аю-Дагу одна из скал в районе Суук-Су носит имя Поэта. В ней есть два грота, доступных только с моря. Один из них, названный Пушкинским, напоминает древний храм. Именем поэта названы санаторий, парк, средняя школа, набережная, филиал Ялтинской библиотеки им. А. П. Чехова. А главная достопримечательность посёлка, конечно же, музей, открытый в мемориальном доме, построенном в 1811 году для герцога Армана Эммануэля Софи-Септимани де Виньеро дю Плесси, прославленного генерал-губернатора Новороссии и Бессарабии, дюка Ришелье, сделавшего Одессу главным портом Российской империи. Музей, претерпевший немалые перипетии и закрепившийся здесь окончательно в 1989 году.
«Племя младое, незнакомое...». Стела перед музеем в Гурзуфе.
6 июня 1999 года, во время празднования 200-летия со дня рождения Поэта возле центрального входа в музей посадили берёзку, привезённую из Михайловского членами Крымского общества русской культуры. Корни присыпали землёй, доставленной из Свято-Успенского Святогорского монастыря, где он упокоился .
В Гурзуфе четыре памятника поэту: стела в парковой зоне санатория «Пушкино», две скульптуры на территории Гурзуфского военного санатория, бюст в Международном детском центре «Артек», на котором высечены строки: «…Волшебный край, очей отрада!/ Всё живо там: холмы, леса,/ Янтарь и яхонт винограда,/ Долин приютная краса...».
В Алупке, где поэт и Раевские пробыли один день, в год пятидесятилетия Пушкина по инициативе графини Воронцовой архитектор Вильям Гунт спроектировал для дворца Бахчисарайский дворик и архитектурное подобие Фонтана Слёз, названное фонтаном «Мария». 6 июня 2003 года была установлена памятная доска возле паркового фонтана «Трильби».
В Байдарской долине, где путешественники переночевали на обратном пути, в селе Орлином, в сентябре 2003 года открыт памятный знак. Из горного села они отправились в Георгиевский монастырь, на мысе Фиолент, где построена в 2011 году на площадке у края обрыва белоснежная беседка-ротонда, украшенная портретом Поэта. На стене монастыря - памятная доска. В Севастополе и памятник, и две улицы его имени: в Ленинском районе и в Балаклавском.
В память о посещении древнего города Бахчисарая его имя носят улица и Центральная районная библиотека. В «Фонтанном дворике» ханского дворца установлен бюст. На перекрёстке улиц Пушкина и Ленина 6 июня 1999 года воздвигнут памятник.
В Симферополе спутники остановились в доме профессора Дессера (французский учёный-химик Феликс де Серр, открывший целебные свойства сакских грязей, что стало началом курортного освоения полуострова), на правом берегу Салгира. В 1899 году во время юбилейных торжеств в сквере, названном Пушкинским, установили временный бюст поэта, улица Приютненская переименована в Пушкинскую, состоялась закладка городской начальной школы имени Пушкина. 5 ноября 1967 года на перекрёстке улиц Пушкина и Горького установлена скульптура из бронзы, созданная народным художником СССР, лауреатом государственных премий СССР и УССР скульптором Александром Ковалёвым. На фасаде здания Дворянского театра, ныне Академического русского драматического, между скульптурными изображениями Петра Чайковского и Михаила Глинки видим бюст Александра Пушкина.
На Перекопской трассе, по которой 26 сентября Поэт проезжал к новому месту службы в Кишинёв, 6 июня 2003 года открыт памятный знак.
В Саках поэт не бывал, но и здесь ему нашлось место. В 1962 году в сквере его имени установлен бюст, а аллеи украшены парковыми скульптурами по мотивам его произведений.
С 22 августа 1977 года у Поэта есть своя звезда - открытой астрономом Крымской астрофизической обсерватории Николаем Черных малой планете присвоено его имя.
Он навсегда необходим
В Гурзуфе вот уже 47 лет в день рождения поэта проводится Пушкинский праздник. На протяжении десяти лет его председателем был выдающийся русский поэт, Герой Социалистического Труда Михаил Дудин. В разное время на празднике выступали выдающиеся русские поэты и писатели Борис Чичибабин, Юлия Друнина, Белла Ахмадулина, Евгений Рейн, Татьяна Толстая, Ника Турбина, артисты Василий Лановой, Олег Борисов, Илзе Лиепа, Зураб Соткилава, Юрий Богатиков, Анатолий Соловьяненко, Игорь Бэлза.
С 1989 года на крымской земле проходят международные Пушкинские чтения с участием учёных, литературоведов, писателей, работников музеев из стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья.
Свой вклад в крымскую Пушкиниану вносят учёные, литературоведы, писатели, художники, журналисты нашей республики. Если собрать всё ими написанное воедино, получится несколько солидных томов. Может быть, и будет когда-то издано и такое собрание сочинений на радость всем, кому дорого имя светоча русской и мировой литературы.
В России 18 музеев, посвящённых жизни и творчеству Поэта. Семь - на сопредельных территориях: в Одессе, Киеве, в Черкасской области, в Вильнюсе, Днепропетровске, Кишинёве, Тбилиси и литературно-мемориальный в посёлке Словакии Бродзяны, в отреставрированном замке, где долгие годы жила сестра Натальи Пушкиной-Ланской Александра Николаевна.
* Первый крымский город, в котором в 1899 году был установлен памятник Поэту - Армянск.
* После революции и Гражданской войны первый памятник Поэту на полуострове был открыт в год 100-летия со дня его смерти, в 1937 году, - в Алуште.
* Первым скульптурным портретом Пушкина в Симферополе стал созданный в 2011 году бюст на фасаде Дворянского театра (ныне - Академический русский драматический им. М. Горького).
* Одним из самых больших памятников поэту на пространстве СНГ стала установленная в юбилейный 1999 год скульптура в Бахчисарае.
* В Симферополе памятник установлен 5 ноября 1967 года.
* В Севастополе - в 1952 году, на городской площади имени Поэта.
* Имя Пушкина присвоено малой планете, открытой 22 августа 1977 года астрономом Крымской астрофизической обсерватории Н. С. Черных.
* До недавнего времени в мире было более 670 памятников гению всех времён и народов. Больше всего, конечно, в России - по приблизительным подсчётам 300.
Полосу подготовила Людмила ОБУХОВСКАЯ, лауреат Пушкинской премии.