Август, 19-е
Это случилось 32 года назад, в Крыму, в Форосе, где на госдаче отдыхал первый и, как выяснится, последний президент СССР. Отсюда он направил ряду руководителей Союза проект Договора о Союзе Суверенных Государств - документ, по сути, убивавший СССР, предполагал суверенитеты входящим странам (бывшим республикам, кто захочет присоединиться), одноканальные бюджеты, огромные полномочия… Здесь «первый и последний» отказался от предложений будущих «гэкачепистов» не подписывать документ, противоречащий итогам Всесоюзного референдума, на котором 76% населения страны сказали «да» сохранению Советского Союза… И понеслось то, к чему огромную страну все эти годы подталкивали «западные агенты влияния». «Горячие» точки, беженцы, терроризм, рейдерство, «цветные» революции, инфляция, скачки валютного курса, «замороженные» вклады, безработица, взлетевшие цены, разница в осмыслении истории, бои между когда-то братскими республиками…
Тогда, 19 августа 1991-го, в Москве спасти огромную страну попытались 8 человек во власти и 13 их поддержавших, тоже из власти, офицеров, тех, кого ныне обвиняют в «узурпации и обмане народа». Они создали Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), но не удалось. Демократические новые силы победили стремительно и без особого сопротивления ничего не понимавшего народа. Одна за другой бывшие союзные республики становились независимыми, «исходя из смертельной опасности», нависшей над ними в результате государственного переворота. Мы так и не поняли тогда, не осознаем, наверное, и сейчас, с какой стороны был «госпереворот», а с какой - «защита державы». А потом наступил декабрь, и руководители трёх уже независимых бывших союзных республик решили за народ и подписали документ о том, что СССР закончился… Большинство из нас потеряло Великую Родину, положив десятилетия будущего на то, чтобы хоть чуть приблизиться к былому могуществу страны.
Впрочем, наверное, такой удел у нашей земли - дворцовые и госперевороты. Первые особо не затрагивали народ, просто в столице менялись цари, императоры, председатели правительства страны, вторые - пожёстче, часто кровопролитнее. В двух из них исчезли державы, а возрождение было трудным. В 1907-м в первый, «третьиюньский переворот», распущена Госдума и изменилась избирательная система. В 1917-м случилось сразу два переворота-революции - в феврале Российская империя лишилась многолетнего института монархии, а в октябре (по старому стилю) и вовсе исчезла под помыслами и нажимом «предводителей пролетариата», на годы погрузившись в братоубийственную Гражданскую войну. Потом для возникшего Советского Союза были трудные, но всё же годы единства, пока не пришёл август 1991-го с его последствиями раскола - четвёртый госпереворот. Спустя два года, в октябре 1993-го, попытка нового переворота, столкновения в Москве, демократические силы не пришли к единому пониманию… Снова оружие, снова погибшие… И уже в новейшей истории, в этом году, опять попытка госпереворота силами частной военной компании, опять с оружием, погибшими (словно мало их в битве между бывшими братскими республиками, по разному воспринимающими теперь общую советскую историю и будущее - последствия августа 1991-го). В этот раз и власти, и народ, всё же ещё единый, смогли удержать ситуацию, не допустить, в угоду, по-прежнему, недремлющим «западным агентам влияния» большого конфликта. Смогли спастись от реального шанса нового, третьего, исчезновения державы. Давайте не поддаваться провокациям переворотов, земляки! Слишком горько терять созданное, слишком сложно нашему народу достаётся новое становление утраченного. У нас есть держава, есть единство, сила. Сохраним!
Ваша «Крымская правда».