Захолустья инкерманских карьеров
Точка на карте
Раковая опухоль. Так многие называют карьеры, которые пожирают горы полуострова. Нам рассказывают представители власти о рекультивации изрытых техникой склонов, но пока результатов не видно. Во что может превратиться Крым, в котором карьеры растут, как на дрожжах, понять легко. Достаточно хотя бы один раз приехать в Инкерман.
Жители полуострова знают о том, что рядом с Севастополем есть карьер Инкермана. Известно это место в том числе и потому, что здесь планировали устроить зоопарк - Олег Зубков, владелец парка львов «Тайган», рассказывал о том, как по карьеру будут ходить львы и поражать своим величием туристов. Но кроме яростных дебатов, ничего больше этот проект не принёс. Позже о карьере в Инкермане заговорили, когда в Крыму была засуха. Отсюда выкачивали воду, чтобы немного наполнить трубы и краны города-героя.
Но если вы думаете, что в Инкермане только один карьер, то глубоко заблуждаетесь. Почти все окрестности изрыты техникой и превращены в огрызки гор. Один из карьеров расположен рядом со створным маяком, недалеко от улицы Карьерной. Ещё, как минимум, два карьера расположены рядом с Загайтанской балкой, точнее, за ней. Если вы решите прогуляться по ним за один день, а это вполне реально, то потом отправляйтесь на море или в цветущую степь. Нужно будет восстановить нервную систему после увиденного.
Восхищаться карьерами сложно. Природа десятки миллионов лет создавала холмы и горы, складывая их песчинка к песчинке. Жадный до денег человек уничтожил их за десятилетия. О какой красоте природы можно рассуждать, когда перед глазами стоят пачки купюр - доходы от камнедобычи.
Некоторые экологи даже озвучивают неутешительный прогноз. Инкерман может превратиться в котлованный город. Да, таковым было его предназначение ещё с античных времён. Когда-то здесь добывали камень древние римляне. Есть мнение, что прочный белоснежный камень активно использовали в Александрии и Марселе. Материал получалось добывать при помощи узкого заступа и металлических клиньев. Вырубленный блок постепенно двигали к уступу каменоломни и спускали по брёвнам. Представить это можно легко. Карьеры словно подготовлены для многочисленных террас - выступы поднимаются снизу к верху.
«Инкерманский камень - мягкий, однородный, монолитный, долговечный. Он обладает теплоизоляционными свойствами и удивительной морозостойкостью, свойственной горным породам. Здания и сооружения из инкерманского известняка стоят в течение многих веков», - пишут на одном из сайтов, предлагающих купить инкерманский камень уже в наши дни.
И это не реклама, а правда. В дореволюционной России из инкерманского камня возводились наиболее важные государственные здания, среди которых Покровский собор и Музей Черноморского флота в Севастополе, всемирно известный Ливадийский дворец, а также многие здания в Санкт-Петербурге, Москве. Историки и строители удивляются тому, как здания из этого камня, построенные в XIX - начале XX века не требуют капитального ремонта. И это здорово. Но что остаётся после выработки камня?
«После исчерпания полного ресурса выработки карьеры наполняются чистейшей ключевой водой с целебными свойствами», - рассказывают в одной из камнерезных мастерских Крыма.
Правда ли это? Враньё! Карьеры вокруг Инкермана превратились в склады шин, мусора и стрельбища. Прогулка здесь повергает в депрессию. А ведь когда-то это были прекрасные холмы и горы, на которых росли деревья, где обитали животные и птицы. Теперь это голые вырубки, заваленные мусором. Так может, остановить появление новых карьеров в Крыму, до тех пор пока мы не научимся рекультивировать карьеры на деле, а не на словах. Пока ни одна выработка не превратилась в цветущий сад.
И, скорее всего, природа нам за это отомстит.