Полуостров во благо Страны Советов
95 лет назад был создан Советский Союз
«Четыре буквы СССР - Союз Советских Социалистических республик. Это - подлинный союз трудовых народов. У всех установлена Советская власть, ведущая народы к социалистическому строю». Так писала наша газета, тогда «Красный Крым», о стране, созданной 95 лет назад. И публиковала «Договор об образовании Союза Социалистических Советских республик» (так называлось изначально), заключённый между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой, Украинской Социалистической Советской Республикой, Белорусской Социалистической Советской Республикой и Закавказской Федерацией Советских Республик (Грузия, Азербайджан, Армения) 30 декабря 1922 года.
Ностальгия по Родине
Большинство из нас родом из СССР. Хотя страны, жившей под красным стягом и гербом с колосьями, серпом и молотом, нет уже 26 лет, память и ностальгия у многих жива. И пусть не всё было гладко, правильно и справедливо в той стране, но чем больше проходит лет с момента распада СССР, тем чаще вспоминается лучшее, доброе. Мы со светлой грустью вспоминаем, как созидали, пройдя вместе со страной путь от сохи до космических кораблей. Как побеждали и в битвах, и в соревнованиях. Как гордились, когда звучали строки «Союз нерушимый республик свободных» и поднимался красный флаг. Как радовались новым свершениям страны, тому, что СССР становился одной из ведущих держав мира, а во многом был и первой. Мы первыми в мире установили 8-часовой рабочий день, ввели всеобщее обучение, уравняли мужчин и женщин в правах, создали (но, увы, не запатентовали) первые в мире микроволновую печь, мобильный телефон и персональный компьютер. Первыми после войны отменили карточки, первыми совершили беспосадочный перелёт «Москва - Северный полюс - Ванкувер», запустили искусственный спутник Земли и отправили человека в космос… А ещё наши, советские люди, были первыми в хоккее, фигурном катании, балете…
Крым, точнее Крымская Автономная Советская Социалистическая республика, тоже внесла немалый вклад в благополучие и развитие страны. Сотни крымчан стали Героями Советского Союза и Героями Социалистического Труда. Усилиями наших земляков открыты, созданы многие уникальные предприятия. На заводе «Залив» создали первый в мире атомный лихтеровоз «Севморпуть», а из Евпатории отправили первое послание внеземным цивилизациям. Это наш земляк, 20-летний Сергей Мергелян, стал самым молодым в мире доктором наук. Это у нас появились первые в мире санатории для простых людей. В СССР вообще всё было для простых людей: страна заботилась о развитии, образовании, здоровье и благополучии каждого.
Народные санатории
Они появились в Советском Союзе в 1925 году. Крестьянский, например, - в бывшей императорской резиденции «Ливадия». «В бывших царских дворцах теперь лечатся и отдыхают простые труженики, - писал 29 июня 1925 года «Красный Крым». - Их измученные вековым трудом лица показывают, что они заслужили такой отдых, чтобы во дворцы царей приезжали крестьяне для того, чтобы поправить своё расшатанное здоровье». К слову: санаториев к моменту появления ливадийского крестьянского здесь уже было несколько десятков - они появились после декрета Владимира Ленина от 1920 года - «Об использовании Крыма для лечения трудящихся». Но самый крупный, круглогодичный, на 300 мест открылся 28 июня 1925 года в бывших царских большом и малом дворцах, свитских и министерских домах. Санаторий для крестьян возглавил Сергей Кащенко. А поэт Владимир Маяковский, поражённый увиденным, писал: «В царёвых дворцах - мужики-санаторники». «Санаторников», причём и мужчин, и женщин, отбирали со всей страны, брали «только настоящих крестьян от сохи», никаких сельских служащих и властей. На первый лечебный сезон выбирали крестьян, страдающих от туберкулёза, малокровия, ревматизма, нервных и сердечных заболеваний, из 30 областей и 7 союзных и автономных республик. Государство обеспечивало им не только двухмесячный полный пансион в санатории, но и оплачивало проезд в обе стороны, выделяло питание на обратный путь.
В Государственном архиве республики хранятся документы о создании санатория. Из них узнаём, что для переоборудования дворцов и зданий под санаторий выделено 50 тысяч рублей, а на одного отдыхающего тратили более 130 рублей в месяц (средняя зарплата у рабочего была около 60 рублей). В Белом дворце - общетерапевтическое отделение, в Свитском корпусе - противотуберкулёзное (таких больных было большинство), но часть больных - с закрытой формой туберкулёза - находилась в Белом дворце, в Малом дворце - нервное отделение. В других помещениях оборудовали водолечебницу, лаборатории, рентгенкабинет.
Первый заезд состоялся ещё до официального открытия - 30 апреля 1925-го. Вначале крестьяне приезжали в Севастополь, где получали от курортных агентов талон на авто или гужевой транспорт до Ливадии, затем в карантин, где мылись, стриглись, переодевались в казённую одежду и обувь. Три дня - постельный режим и тщательное обследование, после уточнения диагноза направлялись в нужное лечебное отделение. Минимальный срок оздоровления - 6 недель, но обычно его ещё на пару недель продлевали «с целью закрепить лечение».
В день открытия санатория над Ливадийским дворцом взвился красный флаг и был устроен праздничный фейерверк. Очевидцы вспоминали, что крестьяне сначала шарахались от залпов салютных мортир, боялись прикасаться к мягким подушкам и красивым сервизным тарелкам, дивились морю, паркам, обстановке.
День в санатории начинался в 7 утра. В восемь - первый завтрак в бывшей царской столовой: молоко с белым хлебом, через час - плотный завтрак. Потом обход врачей и морские прогулки, возможность читать (впрочем, для большинства просто смотреть) книги из императорской библиотеки. Обед, сон, потом вновь свободное время. Полдник - чай с булкой в Белом зале (том самом, где в 1945-м встретятся лидеры стран антигитлеровской коалиции Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль). После процедуры и ужина с молоком, мясом и пирожными - «часы знаний»: кружки по ликвидации неграмотности, музыки, шитья, вышивки, концерты, кино. Отбой - в 22 часа. Наша читательница Анна Василькова вспоминала рассказы деда Степана об отдыхе и лечении в Ливадии. «Крестьянину из-под Архангельска путёвка досталась в один из первых заездов. Он вначале отказывался от поездки, боялся ехать в такую даль, даже прощался с родными, не веря, что сможет добраться до Крыма и всё там будет бесплатно: жена насушила в дорогу сухарей, зарезали единственного кабанчика, чтобы было сало на еду и деньги на лечение. Потом этими запасами, которые были почти у каждого отдыхающего, пытались отблагодарить персонал и угостить артистов, приезжавших с концертами. На деньги те дед купил в Крыму подарки для семьи и соседей. Вспоминал и заботу персонала, лечение, которое потом позволило ему прожить 97 лет, и утреннюю зарядку прямо перед царским дворцом, и морские купания, и то, как в бывшем кабинете императора научился читать. Впечатления от отдыха - на всю жизнь!».
Через шесть лет крестьянский санаторий стал «климатическим лечебным комбинатом для всего советского народа», путёвки в который распределял Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов. После освобождения Крыма от фашистов в бывшем санатории провели Ялтинскую конференцию глав СССР, США и Великобритании, а затем устроили госдачу, на которой несколько раз проездом на Кавказ останавливался Иосиф Сталин. Впрочем, вскоре он постановил передать Ливадию обратно профсоюзам под здравницу. Она, кстати, уже кардиологическая, работает здесь и сейчас. Только главный Белый дворец, где было общетерапевтическое отделение для «мужиков-санаторников», сделали музеем.
В июне 1925-го в Крыму появился и первый в мире Всесоюзный лагерь-санаторий для пионеров и школьников общества Красного Креста РСФСР - нынешний «Артек». Восемь палаток у моря, столовая на берегу - под тентом установили столы, покрытые белыми скатертями, и скамейки. Керосиновые лампы для освещения и ручной насос, чтобы качать воду из колодцев. Электричество и водопровод появились лишь через два года. 17 июня 1925 года «Красный Крым» писал: «Десять крымских ребят и семьдесят мальчишек из Москвы, Московской губернии, Тулы и Твери с переутомлением и малокровием, туберкулёзной неактивной интоксикацией, заболеваниями нервной системы стали первыми отдыхающими в санатории». В конце смены (а она длилась три месяца) начальник санатории Фёдор Шишмарёв писал: «71 пионер уехал с общим улучшением, а один мальчик выздоровел полностью». А в этом году Международный детский центр «Артек» принял почти 40 тысяч детей. По словам директора центра Алексея Каспржака, это «абсолютный рекорд за всё время существования лагеря».
Кстати, «Артек» и санатории, созданные во времена СССР, по-прежнему уникальные, единственные в мире.